Moscow time

RSS Новости ISAF

Рубрики

ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ГРАНИЦЫ НА ЯХТЕ. руководство яхтсмена.

 ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ГРАНИЦЫ НА ЯХТЕ И ПЛАВАНИЕ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ВОДАХ

Custom peer

«Апельсинка» у таможенного пирса Хорватского порта Умаг. 
На заднем плане видно здание с флагами — офис пограничной полиции.

  Для российских яхтсменов вопрос пересечения границ вполне злободневный. Мы привыкли к тому, что пограничные власти любых стран создают нам неудобства, порой непреодолимые, почти везде требуются визы и вообще, такое ощущение, что нас не очень рады видеть. Однако, все это почти не касается яхтсменов. Моряки – почти самостоятельный социум , отношение к которому в мире исключает национальный признак в подавляющем большинстве случаев. Да, есть формальные требования и визовые процедуры, но никто их не станет усложнять в большинстве случаев. Скорее – наоборот.

— Как действовать при пересечении морских границ?

— Есть ли тут какая либо закономерность или надо отправляться просто по тому маршруту, куда вас отправит первый же полицейский когда вы ошвартуетесь в порту?

— Кому можно, а кому нельзя пересекать границу на яхте и в каких случаях?

— Когда нужна виза?

 

Это вопросы, которые терзают каждого капитана при планировании транснационального маршрута. Я постарался коротко ответить на них ниже.

 

 I. Порядок входа в страну. Общие принципы.

Экипаж яхты должен выполнить международные морские правила при входе в территориальные воды, а также правила визового режима страны входа. Если это страна, визу в которую надо получить заранее – визы у всех членов экипажа должны быть получены на момент входа. Визы не оформляют лишь те команды, которые работают профессионально на судах, прописаны на эти суда или приписаны к пароходству, судовой компании и имеют, вместо общегражданского паспорта так называемый «паспорт моряка». Но это не наш случай. Мы яхтсмены. Кроме того, яхта, впрочем, как и любое другое судно, заявляющее о своей просьбе зайти в какую–либо страну, должна выполнить определенные действия, подтверждающие её просьбу и демонстрирующие лояльность к законам этой страны:

1. Поднять флаги под правой краспицей:

• Верхний: флаг страны, в территориальные воды которой (12 миль от берега) входим;

• Ниже: флаг “Q” («Квебек», полностью желтого цвета) международного свода сигналов, означающий: «Следую в порт входа для оформления, больных на борту нет». Поднятием флага “Q” вы, также, заявляете о своем обязательстве исполнять законы страны, уважать её традиции.

2. Выполнить предписанные правила входа в воды этой страны.

Эти правила описаны в лоциях, извещениях IMO (International Maritime Organization), морских кодексах самих стран. Яхта должна следовать в ближайший по маршруту порт, который декларирован в роли порта входа (Port of Entry). То есть такой порт, который имеет все необходимые службы (Капитания, таможня, пограничная полиция, санитарно-эпидемиологическая служба) для оформления документов и получения разрешения на пребывание как в территориальных водах, так и в самой стране яхты и членов экипажа.

Разумеется, прежде чем отправиться в ту или иную страну нужно заранее изучить доступные Порты входа (Они же являются и Портами выхода из страны). Желательно знать и некоторые специальные правила нахождения в территориальных водах страны пребывания. Хочу предостеречь пытливого умом капитана, читающего этот текст, от попыток войти не в ближайший по маршруту, а в более удобный или предпочтительный Порт входа – это опасная игра, наказанием за которую может быть как штраф, так и отказ во входе. Не забывайте, что служба береговой охраны все время «ведет» вас посредством радаров и прекрасно знает когда и откуда вы пришли. Например, в Хорватии за такой «фокус» вы заплатите 500 евро.

 

Несколько примеров таких правил, которые постоянно дополняются:

Израиль. За 50 миль выйти на связь с береговой охраной на 16-м канале и следовать их инструкциям. Они могут назначить и Порт входа. Израильтяне считают своими внутренними водами 50-мильную зону и не думаю, что разумно это оспаривать с позиции капитана маленькой яхты. ВМФ Израиля точно сильнее, а злые пограничники не прибавят вам хорошего настроения, но, точно, озаботят проблемами по самое «не могу».

Италия. До получения разрешения на пребывание в водах Италии следовать на удалении более 2-х миль от берега за исключением момента захода в Порт входа. Вдоль материкового побережья Италии несут круглосуточную службу экипажи катеров “Coastal guardia” – береговой охраны. Приготовьтесь к возможному досмотру яхты и проверке судовых документов.

Мальта. На 16-м канале VHF, при входе в 12 мильную зону, свяжитесь с Береговой охраной (Coastal guard). Далее следуйте их инструкциям.

 

II. «Лайфхаки», как сейчас модно говорить:

— Если в лоции указан специальный пирс, место или обозначено здание таможни, то подходить нужно именно в это место! Как правило оно выделено визуально.

— Ошвартовавшись, нужно сразу начать процедуру «открытия границы». Не удивляйтесь, если вас встретит офицер таможни или полиции. — Возможно, Вас встретит сотрудник марины, который объяснит Вам правила оформления или даже проведет по инстанциям и поможет.

— Кроме того, встретить Вас может профессиональный агент (что бывает крайне редко, только в портах с интенсивным транзитным трафиком), который оформит документы за деньги, избавив Вас от этой головной боли. Однако, не расслабляйтесь — ответственность за правильность оформления лежит на капитане. Под этим предлогом от услуг агента (всегда навязчивых) можно аргументированно отказаться.

— В разных портах одной и той же страны количество «окон» для оформления документов может отличаться, но сам алгоритм неизменен. НО в разных СТРАНАХ может отличаться сам алгоритм и количество необходимых для оформления инстанций. В любом случае, вначале Вы должны посетить пограничную полицию. Особо отмечу, что оформлением документов занимается Капитан лично. Он берет с собой паспорта всех членов экипажа, оригинал и две копии подписанного им (в случае, если владелец яхты находится на борту, еще и владельцем яхты) крю-листа, оформленного по правилам IMO, Свидетельство о регистрации яхты, Страховки ОСАГО и КАСКО, Свидетельство о проведении техосмотра. В некоторых странах может понадобиться доверенность от собственника, заверенная нотариально, или документы чартерной компании на право ведения коммерческой деятельности.

— При подходе к Порту входа запросите по рации разрешение на вход для чекина с запросом места швартовки. В таком случае вас или встретят и укажут точное место, или попросят подождать и не создавать трудностей другим судам, находящимся на оформлении. В любом случае, Вы выиграете более лояльное отношение к себе представителей власти.

 

III. Алгоритм оформления документов при входе в страну (Check-in).

1. Пограничная полиция. Проверит паспорта членов экипажа и поставит штампы на въезд, если у всех есть соответствующие визы или Вы оплатили визовый сбор тут же, в случае, если Закон страны разрешает пребывание яхтсменов кратковременно без виз или разрешает получение виз на месте. После этого Вы и члены вашего экипажа получаете право передвигаться по территории страны, если нет требования получить визу санитарно-эпидемиологической службы.

2. Санитарно-эпидемиологическая служба (доктор). Обычно или отсутствует, или эту анкету Вам дадут заполнить где-то по пути. Если есть и реально работает — идете туда и заполняете бланк. В невероятном случае с вами на яхту придет врач, осмотрит всех членов экипажа и измерит им и вам температуру. :). После получения этой визы на крю-листе вы все точно можете сойти на берег! Но не дальше огороженной таможенной зоны! (Внимание! Имейте в виду и строго проинструктируйте экипаж о том, что сход на берег – даже поставить ногу на пирс (!!!) до оформления первых двух процедур, будет считаться серьезным нарушением гос. границы. Причем право сойти на берег возникает у членов экипажа ТОЛЬКО с момента вручения им оформленного капитаном паспорта и с его (капитана) разрешения, поскольку только капитан имеет право (если пограничники или полиция сами не приходят на яхту) сойти на берег до оформления всех документов и только он знает, когда все формальности уже улажены.

3. Таможня. Сотрудник таможни следит за законностью ввозимого груза и самого судна на основании представленных вами документов. К слову, осмотр лодки таможенник, также, может произвести, но с только с вашего согласия. (Вы, конечно, можете отказаться от проведения таможенного досмотра, но, в этом случае, скорее всего, вам придется немедленно покинуть порт и территориальные воды кратчайшим маршрутом.) У него же, иногда, можно оплатить налог на плавание в территориальных водах страны («транзит лог»). Тут Вам оформят разрешение на временный ввоз яхты. (Обычно, это отметка на крю-листе.)

4. Начальник порта или Капитанерия (как вариант – Капитания, в общем, неперепутаете: “Harbor master” or «Capitaneria»). Служба начальника порта контролирует квалификацию Капитана и членов экипажа, соответствие всех систем судна требованиям Законодательства страны, регламентирует движение в порту и предоставляет прогноз погоды. В Капитанерии, возможно, Вам придется заплатить дополнительные налоги типа: транзит-лог, оплата навигационного обеспечения, экологический налог и т.п. Тут же Вам оформят разрешение на эксплуатацию яхты в территориальных водах. (Обычно, это отметка на крю-листе.)

5. Все. Возвращайтесь на яхту, снимите флаг «Квебек» и выпейте с экипажем за успешное завершение этого хлопотного мероприятия пятьдесят капитанских грамм:). Нет! Стоп! Пить пока нельзя. Вначале, выдолжны немедленно покинуть таможенный пирс! Стоять на нем дольше 10 минут после возвращения капитана, обычно, запрещено под угрозой крупного штрафа! Впрочем, также, Вы заплатите штраф и в случае, если пришвартуетесь к любому другому пирсу до оформления документов. Экипаж считается въехавшим в страну на срок, оговоренный визами. Судно может находиться на территории страны в течение срока, указанного в транзит-логе.

 

IV. Правила плавания по внутренним водам страны, предоставившей разрешение.

Капитан действует на основании Законов страны, на территории которой находится яхта и экипаж. В большинстве стран порядок очень простой – в каждом порту следует предоставить начальнику порта или в офис марины оформленный “Crew List” (Судовую роль), с отметками, сделанными в Порту входа, страховки и паспорта всех членов экипажа. Реже спрашивают Свидетельство о регистрации яхты и доверенность или документы чартерной компании. Таким образом, если экипаж меняется во время пребывания на территории страны входа, то есть появились новые или списались старые члены команды, то Начальник порта это отметит. Однако, для меня лично, до сих пор не понятна процедура оформления изменений в крюлисте во время нахождения в стране входа, поскольку проштампованный всеми службами при входе крюлист должен быть замене на новый, с новым списком членов экипажа. Я делал новый крю-лист с отметкой капитании о смене экипажа и, на выходе, предъявлял оба документа. Пока прокатывало, но насколько это юридически правильно – не знаю. Обещаю прояснить этот вопрос.

 

V. Выход из страны (Check-out).

Для оформления выхода Вам предстоит пройти все те же процедуры, что и при оформлении входа, только в обратном порядке. Не забудьте поднять флаг «Квебек», после окончания оформления перед отшвартовкой от таможенного пирса. С этого момента вы находитесь в состоянии транзитного пребывания в территориальных водах страны и не имеете права швартоваться к берегу или любым способом сходить на него.

 

VI. Порядок прохода транзитом территориальных вод.

Если Вы не планируете сходить на берег, то оформлять вход яхты в страну и въезд членов экипажа не нужно. Однако, следует выполнить ряд правил и рекомендаций:

1. Экипаж яхты должен соблюдать правила провоза грузов через воды страны транзита. Декларируя факт знания того, что яхта уже пересекла границу и движется в территориальных водах государства, под краспицей правого борта должен быть вывешен государственный флаг страны пребывания (т.н. «гостевой флаг» или «флаг вежливости), а под ним – флаг “Q” («Квебек»). Последний означает то, что вы не прошли пограничные и таможенные формальности.

2. Отсутствие по каким-либо причинам «гостевого флага» не упасет вас от «втыка» и излишнего внимания со стороны береговой охраны и, даже, в некоторых странах, от штрафа. Отсутствие гостевого флага – признак невежества, либо сознательного неуважения страны, в территориальных водах которой Вы находитесь. Ну и отношение к Вам будет соответствующее. Исключением является случай незапланированного входа для обеспечения безопасности жизни, например, в сильный шторм, чтобы укрыться в бухте или при серьезной поломке.

3. Без захода в порты или марины, без высадки членов экипажа на берег, Вы можете следовать в территориальных водах этой страны, если нет особых правил, связанных условиями транзита. Вы должны понимать, что береговая охрана в любой момент имеет право остановить и досмотреть яхту, проверить судовые документы и документы всех членов экипажа, а также поинтересоваться причиной Вашего нахождения в тер. водах. Поскольку пограничная стража крайне не любит необоснованного видимыми причинами пересечения границы своей страны. Так что, если нет особой надобности, лучше скользить по водной глади на расстоянии двенадцати миль от берега и не провоцировать себе на попу приключений.

 

В заключение, хочу обратить Ваше внимание на то, что в случае возникновения опасности жизни и здоровью Вы имеете полное право зайти в территориальные воды и, даже, высадиться на берег. Например, в случае укрытия от шторма в бухте или для ремонта, или для пополнения запаса воды и провианта, или для передачи больного/раненого в медицинское учреждение. Однако это не ограждает Вас от возможной проверки всех обстоятельств такого несанкционированного пересечения границы береговыми службами охраны или полицией. Будьте готовы предоставить документы, подтверждающие необходимость реализации этого права. Такими документами, кроме фактических повреждений или травм, являются Судовой журнал, лог-файлы приборов и оборудования, трек маршрута, записи передач прогноза по радио, сюрвеерские отчеты о состоянии корпуса, стоячего такелажа и т.д.

 

P.S.: Однажды мы пришли в Италию и у одной девушки из экипажа не оказалось Шенгенской визы. Карабинеры долго бились с этой проблемой (часа три), но, тем не менее, разрешили ей остаться в стране (и нам вместе с ней, ибо куда ж она денется то одна с яхты!) только на самой яхте и на территории порта. Всех вполне устроило такое решение. Однако, хочу заметить, что это не типичная практика! Обычно, в таких случаях, либо запрещают такому члену экипажа сход на берег совсем, либо отказывают во входе всему экипажу и предлагают заправиться, пополнить запасы и покинуть порт в течение четырех-шести часов.

 

Если у Вас есть дополнения или интересные случаи, связанные с пересечением границ на яхте, буду рад получить их на почту denis.kopyl@gmail.com. Действительно интересные и поучительные истории будут опубликованы.

 


Авторские права принадлежат «Real Sailing Club» & Denis Kopyl.

Перепечатка и перепосты разрешаются без ограничений, но со ссылкой на авторские права «Real Sailing Travel»

и на данную страницу: http://rst.club/peresechenie-granitsy


Комментирование закрыто.